29 октября, 22:15
Авторское

«На берегу пустынных волн cтоял Он, дум великих полн»

По задумке, часть памятника будет скрыта под водой.В Смольном прошла выставка работ участников открытого конкурса по созданию малых архитектурных форм и концепций благоустройства Петербурга. Об этом пишет «Петербургский дневник».Один из участников предложил разместить в акватории Невы между Дворцовым и Троицким мостами гигантскую фигуру императора Петра I. Большая часть скульптуры, по задумке авторов, должна быть скрыта под водой. Предполагается, что на поверхности останутся только несколько частей тела. Голову предложили разместить у Дворцового моста, одну ладонь — у Эрмитажа, другую — у Петропавловской крепости. Ноги, согласно проекту, должны упираться в Троицкий мост.

Всего на выставке представили около 50 работ. В их числе: концепция благоустройства Новосмоленской набережной, прибрежной части Крестовского острова, памятник гоголевской «Шинели» и корюшке. 30 октября на сайте КГА появится открытое голосование. Поддержать понравившийся образец смогут все желающие. Итоги архитектурного конкурса подведут 2 ноября.Конкурс на создание малых архитектурных форм для украшения центральных районов Петербурга комитет по градостроительству и архитектуре объявил в конце августа. Участникам предложили придумать концепцию и элементы благоустройства в рамках одной их трех тем: «Образ Санкт-Петербурга — литературный Санкт-Петербург», «История Санкт-Петербурга — Санкт-Петербург петровского времени» и «Архитектурный облик города — традиции ленинградского авангарда».

В Петербурге уже есть знаменитый памятник Петру I «Медный всадник», с устремленным на Запад взором.Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе.  «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», — писал он Дидро.

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Санкт-Петербург сочетает в своей архитектуре поистине великие на весь мир постройки.Я думаю, запланированная статуя ничуть не будет уступать по гениальности и великолепию.

Источник

 

Ещё новости